Вера – ответ человека Богу, открывающему и отдающему Себя Личный акт веры — Веруя, человек соединяется с Богом. Вера есть личное соединение всего человека с Богом, открывающим Себя. Она означает принятие разумом волей Откровения Богом Себя, которое он даровал Своими действиями и словами. (Катехизис Католической Церкви, 176) — Вера – ответ человека Богу, который из любви открыл Себя нам и приглашает нас к общению с Ним. Вера есть ответ человека Богу, открывающему и отдающему Себя ему, принося в то же время изобильный свет человеку, ищущему высшего смысла своей жизни. (Катехизис Католической Церкви, 26) Откровением Своим, "Невидимый Бог по обилию Своей любви обращается к людям как к друзьям и беседует с ними, чтобы пригласить их к общению с Собой и принимать их в это общение". Адекватным ответом на это приглашение является вера. (Катехизис Католической Церкви, 142) — В вере человек всем своим существом дает согласие Открывающему Себя Богу. Верой своей человек полностью подчиняет Богу свой разум и волю. Всем существом своим человек дает согласие Открывающему Себя Богу. Священное Писание называет этот ответ человека Богу, дающему Откровение, "послушанием веры". (Катехизис Католической Церкви, 143) — Вера есть послушание Богу и Его Слову. Кто верует, тот как Пресвятая Мария и Авраам свободно подчиняет свою волю и свой разум Богу. Послушание в вере означает свободное подчинение услышанному слову, ибо истинность его гарантирована Богом, Который есть сама Истина. Авраам является образцом того послушания, которое предлагает нам Священное Писание. Приснодева Мария есть наиболее совершенное его воплощение. (Катехизис Католической Церкви, 144) — Поведение Авраама вытекало из его глубокой веры. Послание к Евреям в великом восхвалении веры предков особенно отмечает веру Авраама: "Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет" (Евр 11,8). Верою он жил как чужеземец и паломник на земле обетованной. Верою Сарра получила силу зачать обещанного сына. Верою Авраам согласился принести в жертву единственного сына своего (Катехизис Католической Церкви, 145) — Благодаря своей глубокой вере Авраам стал образцом и отцом для всех верующих. Авраам таким образом воплощает определение веры, данное в Послании к Евреям: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр 11,1). "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим 4,3) Благодаря этой "твердости в вере" (Рим 4,20) Авраам стал "отцом всех верующих" (Рим 4,11.18) (Катехизис Католической Церкви, 146) — Многочисленные ветхозаветные праведники показывают нам, как следует веровать. Им подражают те, кто принимает благодать веры в Иисуса Христа. Ветхий Завет изобилует свидетельствами такой веры. Послание к Евреям возглашает хвалу образцовой вере праотцев, "свидетельствованных в вере" (Евр 11,2.39). Но "Бог предусмотрел о нас нечто лучшее"; благодать веры в Сына Его Иисуса, "начальника и совершителя веры" (Евр 11,40; 12,2). (Катехизис Католической Церкви, 147) — Пресвятая Дева Мария - совершенный образец для всех верующих. Дева Мария воплощает в совершенстве послушание веры. Верой Мария принимает Благую Весть и обещание, принесенные архангелом Гавриилом, веруя, что "у Бога не остается бессильным никакое слово" (Лк 1,37), и дает Свое согласие: "Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк 1,38). Елисавета приветствует ее: "И блаженна уверовавшая; потому что совершится сказанное ей от Господа" (Лк 1,45). За эту веру все поколения провозгласят ее блаженной. (Катехизис Католической Церкви, 148) В течение всей Своей жизни, и до последнего Своего испытания, когда Сын Ее Иисус умер на Кресте, вера Ее не поколебалась. Мария не перестала верить в то, "что у Бога не остается бессильным никакое слово". Поэтому Церковь почитает в Марии наиболее чистое осуществление веры. (Катехизис Католической Церкви, 149) — Веруя, человек лично примыкает к Богу и принимает открытую Им истину. Хорошо и праведно полностью довериться Богу и абсолютно верить в то, что Он говорит. Вера означает прежде всего, что человек лично примыкает к Богу; она есть, в то же время, и неотделимо – свободное согласие со всей Богооткровенной Истиной. Как личное соединение с Богом и согласие с Истиной, Им открытой, христианская вера отличается от веры в человеческую личность. Хорошо и праведно полностью довериться Богу и абсолютно верить в то, что Он говорит. Подобная вера по отношению к твари была бы ложной и тщетной. (Катехизис Католической Церкви, 150) Божественная Истина принимаемая верой — Мы веруем в Иисуса Христа, так как Он истинный Бог Сын. Для христианина верить в Бога неотделимо означает верить в Того, Кого Он послал, в "возлюбленного Сына Его, в Котором Его благоволение" (Мк 1,11); Бог велел нам слушать Его. Сам Господь сказал Своим ученикам: "Веруйте в Бога и в Меня веруйте" (Ин 14,1). Мы можем верить в Иисуса Христа, потому что Сам Он - Бог, Глагол Воплотившийся: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18). Поскольку Он "видел Отца" (Ин 6,46), Он один знает Его и один может открыть Его. (Катехизис Католической Церкви, 151) — И в Духа Святого мы веруем, потому что Он Бог. Нельзя верить в Иисуса Христа, не причаствуя Духу Его. Это Дух Святой открывает людям, Кто есть Иисус. Ибо "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор 12,3). "Дух все проницает, и глубины Божий (...) Божиего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор 2,10-11). Один только Бог знает Бога полностью. Мы верим в Духа Святого, ибо Он есть Бог. — Мы верим с Церковью в Пресвятую Троицу: в Бога-Отца, в Бога-Сына и в Бога-Духа Святого. Церковь не перестает исповедовать свою веру во единого Бога, Отца, Сына и Духа Святого. (Катехизис Католической Церкви, 152) Мы не должны веровать ни в кого иного, кроме Бога-Отца, Сына и Святого Духа. (Катехизис Католической Церкви, 178) — Мы верим во все, что содержится в Священном Писании или в Священном Предании, и во что Церковь предлагает верить. "Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием, в Писании или в Предании, и во что Церковь предлагает верить как в богооткровенное". (Катехизис Католической Церкви, 182) Сотрудничество человека с Божьей благодатью в вере Вера - благодать — Чтобы верить, необходима помощь Духа Святого, благодать, называемая предваряющей и воздействующей, т. е. благодать, которая предупреждает акт веры и его поддерживает. Вера есть сверхъестественный дар Божий. Чтобы веровать, человек нуждается во внутренней помощи Духа Святого. (Катехизис Католической Церкви, 179) Когда св. Петр исповедует, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, Иисус отвечает ему: "не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах (Мф 16,17). Вера - это дар Божий, внушенная Им сверхъестественная добродетель. "Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Духа Святого, Который трогает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает "усладу уразумения всем, принимающим истину и верующим в нее". (Катехизис Католической Церкви, 153) Вера - человеческое деяние — Хотя без благодати верить невозможно, акт веры есть также истинно человеческое деяние. Верить возможно только благодатью и внутренней помощью Святого Духа. Тем не менее правда, что вера есть истинно человеческое деяние. (Катехизис Католической Церкви, 154) Вера есть действие человека, сознательное и свободное, соответствующее достоинству человеческой личности. (Катехизис Католической Церкви, 180) — Не противоречит достоинству человека доверие Богу и принятие Его истины, подобно тому как не уменьшает нашего достоинства поверить в истинность слов других людей и их обещаний. Ни человеческой свободе, ни разуму человеческому не противоречит доверие Богу и приятие открытых Им истин. И в отношениях между людьми не противоречит нашему собственному достоинству поверить в то, что другие люди говорят о себе и своих намерениях, и доверять их обещаниям (как, например, когда мужчина и женщина вступают в брак), чтобы таким образом вступить во взаимное общение. Тем менее противоречит нашему достоинству "в вере обнаружить полную покорность нашего разума и воли Богу, дарующему Откровение" и так войти в тесное общение с Ним. (Катехизис Католической Церкви, 154) — Веруя, человек сотрудничает с Божьей благодатью, которая побуждает волю, чтобы свободно хотела принять Божественную истину. В вере разум и воля человека сотрудничают с Божественной благодатью: "Веровать есть дело разума, принимающего Божественную истину по повелению воли, движимой Богом посредством благодати". (Катехизис Католической Церкви, 155) Вера и разум — Мы верим не потому, что наш ум все хорошо и ясно понимает, но потому что Бог не может ни заблуждаться, ни нас ввести в заблуждение. Мотивом веры не является то, что богооткровенные истины в свете нашего природного разума воспринимаются нами как понятная нам правда. Мы верим "по причине власти Самого Бога, Который открывается и Который не может ни заблуждаться, ни нас ввести в заблуждение". (Катехизис Католической Церкви, 156) Вера, таким образом, имеет две точки опоры: личность и истину; мы видим истину потому, что верим тому, кто о ней свидетельствует. (Катехизис Католической Церкви, 177) — Вера отнюдь не слепое движение разума и воли, так как Бог дал нам знамения истинности Откровения. Ими являются: чудеса Христа и святых, пророчества, распространение и святость Церкви, ее плодоносность и прочность. "Тем не менее, для того, чтобы наше послушание в вере соответствовало разуму, Бог постановил, чтобы внутренняя помощь Духа Святого сопровождалась внешними доказательствами Откровения". Поэтому чудеса Христа и святых, пророчества, распространение и святость Церкви, ее плодоносность и прочность - "верные знамения Откровения, приспособленные ко всеобщему разумению", "дающие основания верить", показывающие, что согласие в вере - "отнюдь не слепое движение духа". (Катехизис Католической Церкви, 156) — В вере находится какой-то парадокс: хотя мы не видим Бога, хотя иногда богооткровенные истины могут показаться нам неясными, Божественный свет дает уверенность больше той, которую порождает сам лишь свет природного разума. Вера более конкретна, чем любое человеческое знание, ибо она основана на самом Слове Божием, которое не может солгать. Конечно, богооткровенные истины могут показаться неясными человеческому разуму и опыту, но "уверенность, которую дает Божественный свет, больше той, которую дает свет природного разума". "Десять тысяч трудностей не составляют одного сомнения". (Катехизис Католической Церкви, 157) — Верующий желает лучше знать и любить Бога а также лучше понимать открытую Им истину. "Вера стремится понять": от веры неотрывно желание верующего лучше знать Того, на Кого он возложил свое упование, и лучше понимать, что он открыл; более глубокое познание, в свою очередь, вызовет большую веру, все более и более пламенеющую любовью. (Катехизис Католической Церкви, 158) — Вера позволяет все более и более понимать богооткровенные тайны. Благодать веры открывает "очи сердца" (Еф 1,18) живому разумению содержания Откровения, то есть всего Божественного Промысла и тайн веры, их связи друг с другом и со Христом, центром богооткровенной тайны. "Но для более глубокого уразумения Откровения, Дух Святой непрестанно совершенствует веру Своими дарами". Согласно определению св. Августина: "Я верю, чтобы понимать, и понимаю, чтобы лучше верить". (Катехизис Католической Церкви, 158) Вера и наука — Подлинная наука никогда не противоречит вере. "Хотя вера стоит выше разума, между ними не может быть истинного разногласия. Бог, открывающий тайны и сообщающий веру, даровал человеческому духу свет разума; Бог не может отрицать Себя Самого, а истина не может противоречить истине". "Поэтому методическое исследование во всех сферах знания, если оно производится действительно научным образом и согласно нравственным нормам, по существу никогда не может противоречить вере; ибо земные реалии и реалии веры ведут свое начало от одного и того же Бога. Более того, тот, кто смиренно и постоянно старается проникнуть в тайну тварного мира, как бы ведется - хотя бы и не осознает этого - десницей Бога, Который поддерживает все существующее и делает его тем, что оно есть". (Катехизис Католической Церкви, 159) Свобода веры — Ответ веры, который человек дает Богу, должен быть добровольным, поэтому нельзя никого принуждать к вере. "Чтобы вера имела человеческий характер, ответ, который человек дает Богу своей верой, должен быть добровольным"; поэтому никого нельзя принуждать принимать веру вопреки своей воле. Ибо акт веры по самой своей природе доброволен". "Бог несомненно призывает человека служить Ему в духе и истине, в силу чего человек внутренне обязан совестью, но он не принуждается. (...) Это наивысшим образом проявилось в Иисусе Христе". Действительно, Христос призывал к вере и покаянию, но совершенно никого не принуждал. "Он свидетельствовал об истине, но не хотел силой навязать ее своим противникам. Его Царствие (...) растет любовью, которой Христос, вознесенный на крест, привлекает людей к Себе". (Катехизис Католической Церкви, 160) Необходимость веры для спасения — Вера необходима, чтобы спастись. Вера необходима для спасения. Сам Господь утверждает: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк 16,16). (Катехизис Католической Церкви, 183) Веровать в Иисуса Христа и в Пославшего Его ради нашего спасения необходимо, чтобы спастись. "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр 11,6) и невозможно принять удел сыновства, поэтому никто никогда не будет оправдан без веры и никто, кроме "претерпевших до конца" (Мф 10,22;24,13), не получит жизни вечной". (Катехизис Католической Церкви, 161) Стойкость в вере — Веру можно увеличивать или уменьшать, ее можно также потерять. Вера - это дар, который Бог дает человеку, ничего не требуя взамен. Мы можем потерять этот бесценный дар; апостол Павел предупреждает об этом Тимофея: "Преподаю тебе (...) такое завещание, чтоб ты воинствовал (...) как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере" (1 Тим 1,18-19). (Катехизис Католической Церкви, 162) — Чтобы углубить веру, мы должны часто читать Священное Писание и хорошие книги, которые увеличивают нашу любовь к Богу и ближнему. Мы должны также ежедневно размышлять о Слове Божиим и молить Господа умножать в нас веру. Чтобы жить, расти и быть стойкими в вере до конца, мы должны питать ее Словом Божиим; мы должны молить Господа умножать в нас веру; (Катехизис Католической Церкви, 162) — Глубокая вера должна нас побуждать к любви и укреплять надежду на вечное спасение. Чтобы не потерять подлинной веры, она должна Учительство Церкви иметь своим корнем, значит нам надо верно следовать учению Церкви. (Вера) "должна "действовать любовью" (Гал 5,6) опираться на надежду и корениться в вере Церкви." (Катехизис Католической Церкви, 162) Вера – начало жизни вечной — Вера - начало блаженства вечной жизни. "Вера есть предвкушение знания, которое сделает нас блаженными в грядущей жизни". (Катехизис Католической Церкви, 184) Вера позволяет нам как бы предвкушать радость и свет блаженного видения - цели нашего земного странствования. Тогда мы увидим Бога "лицом к лицу" (1 Кор 13,12), "как Он есть" (1 Ин 3,2). Таким образом, вера уже есть начало жизни вечной: Когда ныне мы созерцаем благословения веры, будто отражение в зеркале, это как если бы мы уже обладали чудесными благами, коими, как заверяет нас наша вера, в грядущем мы будем наслаждаться. (Катехизис Католической Церкви, 163) — Вера часто переживается во тьме и подвергается испытаниям. Ныне, однако, "мы ходим верою, а не видением" (2 Кор 5,7) и знаем Бога "как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (...) отчасти" (1 Кор 13,12). Вера озарена Тем, в Кого она верует, но живет она зачастую во тьме. Она может подвергаться испытаниям. Мир, в котором мы живем, часто кажется весьма далеким от того, в чем заверяет нас вера: опыт зла и страдания, несправедливости и смерти как будто противоречит Благой Вести; он способен поколебать веру и стать для нее искушением. (Катехизис Католической Церкви, 164) — Чтобы укрепить нашу веру, мы должны обращаться к таким свидетелям веры, как Авраам и Пресвятая Дева Мария. Когда это происходит, мы должны обращаться к свидетелям веры: к Аврааму, который "сверх надежды поверил с надеждою" (Рим 4,18); к Деве Марии, которая в своем "паломничестве веры" прошла путь до "ночи веры", участвуя в страданиях Своего Сына и в ночи Его гроба; и к множеству других свидетелей веры: "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса..." (Евр 12,1-2). (Катехизис Католической Церкви, 165) вера всей Церкви— Мы получили веру от других, и поэтому нам надо передать ее другим. Вера других помогает нам верить, а наша вера поддерживает их веру. Вера есть личный акт - свободный ответ человека на инициативу открывающего Себя Бога. Но вера не есть изолированный акт. Никто не может веровать в одиночку, как никто не может жить в одиночку. Никто не дал веру сам себе, как никто не дал жизнь сам себе. Верующий получил веру от других и должен передать ее другим. Наша любовь к Иисусу и людям призывает нас говорить другим о своей вере. Каждый верующий - словно звено в великой цепи верующих. Я не могу верить без поддержки от веры других, а своею верой я помогаю поддерживать их веру. (Катехизис Католической Церкви, 166) — Вера есть личный ответ, который человек дает Богу, и одновременно она – ответ всей Церкви. "Верую" - такова вера Церкви, исповедуемая лично каждым верующим, главное - во время крещения. "Веруем" - это вера Церкви, исповедуемая епископами, собравшимися на соборе или, более широко, во время литургического собрания верующих. "Верую" - это также ответ, который Церковь, Матерь наша, дает Богу своей верою, уча нас говорить: "Верую", "Веруем". (Катехизис Католической Церкви, 167) — Вера Церкви укрепляет веру каждого из нас. Прежде всего именно Церковь верует и тем самым поддерживает, питает и укрепляет веру каждого из нас. Прежде всего именно Церковь повсюду исповедует Господа ("Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь" - поем мы в "Те Deum" [Тебя Бога хвалим]), и мы - с нею и в ней - стремимся и приходим тоже к исповедованию: "Верую", "Веруем". Через Церковь мы обретаем веру и новую жизнь во Христе таинством крещения. В римском обряде священник, совершающий крещение, спрашивает того, кто принимает таинство: "Чего просишь ты у Церкви Божией? - Ответ: - Веры. - Что дает тебе вера? - Жизнь вечную". (Катехизис Католической Церкви, 168) — Церковь – наша Матерь, потому что через ее веру и таинство крещения рождается в нас жизнь веры. Спасение приходит только от Бога: но жизнь веры мы получаем через Церковь, и поэтому она - наша Матерь: "Мы верим Церкви, как матери нашего нового рождения, а не в Церковь, как в причину нашего спасения". Будучи нашей Матерью, она одновременно воспитательница нашей веры. (Катехизис Католической Церкви, 169) Вера есть акт церковный. Вера Церкви предшествует нашей вере, рождает ее, поддерживает и питает. Церковь - мать всех верующих. "Никто не может иметь Бога Отцом если не имеет Церковь матерью". (Катехизис Католической Церкви, 181) Язык веры— Мы верим не в формулы ни в слова, но в реальность, которую они выражают, т. е. в Пресвятую Троицу, в Ее благодатные дары, в средства, через которые мы их получаем (Слово Божие и таинства), и в обещанное нам спасение. Формулы веры полезны, так как они позволяют выражать и передавать веру. Мы верим не в формулы, а в реальности, ими выражаемые, к которым вера позволяет нам "прикоснуться". "Исповедание (веры) верующего не останавливается на словесном провозглашении, но на реальности провозглашаемого". Однако к этим реальностям мы приближаемся при помощи формул веры. Они позволяют выражать и передавать веру, торжественно провозглашать ее в общине, усваивать ее и все более и более жить ею. (Катехизис Католической Церкви, 170) — Церковь хранит веру, передает ее от поколения к поколению а также учит нас языку веры. Церковь, "столп и утверждение истины" (1 Тим 3,15), верно хранит "веру, однажды переданную святым" (Иуд 3). Именно она хранит память слов Христовых, именно она передает от поколения к поколению апостольское исповедание веры. Как мать учит детей говорить и тем самым понимать и общаться, Церковь, наша Мать, учит нас языку веры, чтобы ввести нас в разумение и жизнь веры. (Катехизис Католической Церкви, 171) Одна вера— Есть только одна истинная вера. На протяжении веков, сквозь бесчисленное множество языков, культур, народов и наций, Церковь не перестает исповедовать единую свою веру, полученную от единого Господа, передаваемую единым крещением, коренящуюся в уверенности, что все люди имеют единого Бога и Отца. Св. Ириней Лионский, свидетель этой веры, говорит: "Действительно, Церковь, хотя она и рассеяна по всему миру до концов земли, получив веру от апостолов и их учеников (...) хранит [эту проповедь и веру] заботливо, как если бы жила в одном доме, верует одинаково, как если бы имела одну душу и одно сердце, и проповедует их, преподает и передает в один голос, как если бы обладала одними устами". (Adversus haereses, I, 10, 1-2; Катехизис Католической Церкви, 173) — Как вера одна, так и Предание – одно. "Ибо, хотя языки различаются в разных краях света, содержание Предания есть одно и то же. И ни Церкви, находящиеся в Германии, не имеют иной веры или иного Предания, ни те, что у иберийцев, ни те, что у кельтов, ни Церкви Востока, Египта, Ливии, ни те, что живут в самом средоточии мира...". "Итак, благовестие Церкви истинно и крепко, ибо в ней единый путь спасения является во всех концах земли". (Катехизис Католической Церкви, 174) "Эту веру, полученную нами от Церкви, мы храним заботливо, ибо она неустанно, действием Духа Святого, словно драгоценный залог, помещенный в прекрасном сосуде, молодеет и заставляет молодеть и сосуд, который ее содержит". (Катехизис Католической Церкви, 175) |