ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА.

КАК ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ХРАМЕ БОЖИЕМ.

Храм - дом молитвы и обитель Всевышнего. Там присутствует лично Спаситель наш Иисус Христос в таинстве Евхаристии, скрытый для взоров наших под видом хлеба. Посему следует являться туда и держать себя чинно, благоговейно и в молитвенном настроении.

Входя в храм, мы, по древнему обычаю, творим крестное знамение св. водою, находящеюся у входа. Войдя в церковь, мы обязаны отдать поклон Господу Иисусу Христу в таинстве Евхаристии, преклонив колени. Св. Дары обыкновенно хранятся в дарохранильнице на главном престоле, пред которым поэтому теплится неугасимая лампада. Если Св. Дары выставлены на престоле для особенного поклонения, либо в монстранции, либо в чаше, то поклон воздается преклонением обоих колен. Пред другими престолами и иконами нет надобности совершать такой поклон.

Отдав поклон Господу Иисусу Христу, можешь занять место в церкви и став на колени, или стоя, или же сидя на скамейке, читать свои частные молитвы в ожидании службы. Во время богослужения необходимо сообразоваться со священником и прочим народом, вставая или преклоняя колени, когда это положено по чину литургии. Уходить из церкви не следует до окончания богослужения. При выходе нужно опять преклонить колени перед св. Евхаристией и перекреститься св. водою.

Окропление св. водою перед обедней.

По воскресеньям совершается перед обедней окропление верующих св. водою, для обозначения и ниспрошения у Господа той душевной чистоты, с которою подобает присутствовать при божественной литургии. Во время окропления все в церкви стоят.

Во время окропления хор поет:

Антифон. (Asperges me). Окропишь меня, Господи, иссопом и буду чист; омоешь меня и стану белее снега.

Псал. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; как было изначала, и ныне, и всегда и во веки веков. Аминь.

Ант. Окропишь меня, Господи, иссопом и буду чист; омоешь меня и стану белее снега.

Свящ. Яви нам, Господи, милосердие Твое.

Хор. И спасение Твое даруй нам.

Помолимся. Просим Тебя Господи, дай нам при окроплении сею водою здравие телу, непорочность душе, обеспечение спасения, твердость упования, укрепление веры, плоды любви. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

При окроплении в пасхальное время поется следующее:

Антифон. (Vidi aquam). Увидел я воду, исходящую от правой стороны храма, аллилуиа, и все, кого достигла эта вода, спаслись и воскликнут: аллилуиа, аллилуиа.

Пс. Исповедуем Господу, ибо благ, ибо во век милость Его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; как было изначала, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Антиф. Увидел я воду и т. д.

Свящ. Господи, у Тебя источник жизни, аллилуиа.

Хор. И во имя Твое узрим свет, аллилуиа.

Помолимся. Даруй нам, просим Тебя, Всемогущий Боже, дабы мы все, Пасху торжественно празднующие, воспламененные небесными пожеланиями, возжаждали источника жизни, Иисуса Христа Господа нашего. Аминь.

После окропления св. водою обыкновенно совершается крестный ход вокруг или внутри храма при пении народом соответственных гимнов. Символически крестный ход служит выражением готовности христиан ходить во все время жизни путем закона Божия и следовать за Царем нашим Иисусом Христом. После крестного хода, или же после окропления св. водою совершается обедня, т.-е. главная литургия, во время которой провозглашается с амвона проповедь.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.

Это самый главный из религиозных проявлений нашей веры. Она составляет истинную Жертву Нового Завета, воспоминание и бескровное воспроизведение кровавой Жертвы Иисуса Христа на кресте. По произнесении священником, установленных Христом, таинственных слов предлежащие на престоле вещества: хлеб и вино всемогуществом Божиим пресуществляются в истинную Плоть и Кровь Спасителя нашего. Таким образом во время литургии находящийся действительно, но таинственным образом, Иисус Христос приносит в Жертву Отцу небесному за грехи мира свою Пречистую Плоть и Кровь, которую затем дает в пищу душам нашим, дабы мы воистину удостоились всех даров Божиих, которые Он приобрел для нас Своей жизнью и крестною смертью.

Церковь предписывает всем христианам присутствовать и участвовать в литургии по воскресеньям и праздникам; кроме того, она приглашает к ней верующих и в будние дни, без строгого однако же к тому обязательства. Понятно, с каким благоговением следует присутствовать при этом величайшем христианском акте.

Во вселенской Церкви литургия совершается по различным чинам или обрядам. Один из этих обрядов - обряд римский или латинский, коего существенные части восходят к св. верховному апостолу Петру. В латинском обряде литургия может совершаться или торжественным образом с пением, или же тайным образом, так называемая тихая литургия. На главнейшие моменты литургии, как, напр., при жертвоприношении, в начале Херувимской песни (Свят, свят, свят), при пресуществлении Даров и к причастию, внимание присутствующих привлекается посредством колокольчика. Во время чтения Евангелия непременно следует встать, а во время пресуществления и вознесения Даров и во время св. причащения опуститься на колени.

Во время литургии верующие могут читать те же молитвы, которые читаются священником или поются хором, или же другие подходящие молитвы. Поэтому в сей книжке, кроме церковного чина литургии, помещаются также молитвы для частного употребления. Позволительно также ограничиться размышлением о страданиях и смерти Господа нашего, или даже устными молитвами, напр., лестовкой.

ЧИН БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.

Священник у став перед престолом у ступеней его, начинает службу исповеданием грехов и псалмом, произносимым по очереди с прислуживающими к литургии диаконом и иподиаконом, или же с мальчиками, отвечающими священнику от имени народа.

Свящ. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Подойду к жертвеннику Божию. Присл. К Богу радости и веселия моего.

Псалом 42

Свящ. Суди меня. Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и неправедного избавь меня.

Присл. Ибо Ты Бог - крепость моя, для чего Ты отринул меня и для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?

Свящ. Пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.

Присл. И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего.

Свящ. На гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой. Что унываешь ты, душа моя и что смущаешь меня?

Присл. Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Свящ. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Присл. Как было изначала и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Свящ. Подойду к жертвеннику Божию.

Присл. К Богу радости и веселия моего.

В литургии заупокойной и в литургии последних 2-х недель Великого поста пропускается этот псалом.

Свящ. Помощь наша во имя Господа.

Присл. Сотворившего небо и землю.

Свящ. Исповедуюсь Богу Всемогущему, блаженной Приснодеве Марии, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым апостолам Петру и Павлу, всем святым, и вам братия, ибо согрешил я много помышлением, словом и делом (ударяя себя в грудь): моя вина, моя вина, моя величайшая вина. Посему прошу блаженную Приснодеву Марию, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра и Павла, всех святых и вас, братия, молиться о мне Господу Богу нашему.

Присл. Да помилует тебя Всемогущий Бог и, оставив грехи твои, да приведет тебя к жизни вечной.

Свящ. Аминь.

Присл. Исповедуюсь Богу Всемогущему, блаженной Приснодеве Марии, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым апостолам Петру и Павлу, всем святым и тебе, отче, ибо согрешил я много помышлением, словом и делом (ударяя себя трижды в грудь): моя вина, моя вина, моя величайшая вина. Посему прошу блаженную Приснодеву Марию, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех святых и тебя, отче, молиться о мне Господу Богу нашему.

Свящ. Да помилует вас Всемогущий Бог и, оставив грехи ваши, да приведет вас к жизни вечной.

Присл. Аминь.

Свящ. Прощение, разрешение и отпущение грехов наших да подаст нам Всемогущий и милосердный Господь.

Присл. Аминь.

Свящ. Боже, Ты обратившись оживишь нас.

Присл. И народ Твой возрадуется в Тебе.

Свящ. Яви нам, Господи, милость Твою.

Присл. И спасение Твое даруй нам.

Свящ. Господи услыши молитву мою.

Присл. И вопль мой к Тебе да приидет.

Свящ. Господь с вами.

Присл. И со духом твоим.

Подходя к престолу, священник тайно молится:

Помолимся: Удали от нас, просим Тебя, Господи, неправды наши, да сподобимся с чистым помыслом вступить во святая святых. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

Молим Тебя, Господи, ради заслуг святых Твоих, мощи которых здесь находятся (целует мощи), и всех святых;, благоволи простить все грехи мои. Аминь.

Следует т. н. входная молитва (introitus). При торжественной службе она поется хором. Входная молитва, равно как и другие изменяемые молитвы, [в скобках}, заимствованы из службы Пресвятой Евхаристии.

[Вход. Напитал их туком пшеницы, и насытил их медом из скалы.

Псалом. Радостно пойте Богу, твердыне нашей: восклицайте Богу Иакова.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, как было изначала и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Повторяется: Напитал их туком пшеницы, и насытил их медом из скалы].

Затем попеременно с прислуживающими священник читает и хор поет: Kyrie eleison.

Господи, помилуй (трижды).

Христе, помилуй (трижды).

Господи, помилуй (трижды).

Великое славословие (Gloria in excelsis Deo).

Слава в вышних Богу и на земле мир людям доброй воли. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Боже, Царю небесный! Боже, Отче Всемогущий; Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отчий; взявший грехи мира, помилуй нас, взявший грехи мира, приими молитву нашу. Сидящий одесную Отца, помилуй нас. Ибо Ты Один Свят, Ты Один Господь, Ты Один Всевышний, Иисусе Христе, со Святым Духом во славе Бога Отца. Аминь.

 В некоторых случаях пропускается.

Свящ. (обращаясь к народу): Господь с вами!

Отвечают: И со духом твоим.

Соборная молитва (collecta).

[Помолимся. Боже, оставивший нам в предивном таинстве воспоминание страданий своих, подай нам просим Тебя, дабы мы, почитая святые Тайны Тела и Крови Твоей, постоянно ощущали в себе плоды Твоего искупления: живущий и царствующий с Богом Отцом в единении со Святым Духом, Боже, во все веки веков].

Отв. Аминь.

 Их бывает иногда более одной.

Апостол.

[Чтение послания блаженного Апостола Павла к Коринфянам.

Братия: ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет не достойно s тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем].

Присл. отв. Благодарение Богу!

Песнь ступеней (graduale).

[Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу в свое время. Открываешь руку Твою: и насыщаешь все живущее благословением.

Аллилуиа, аллилуиа.

Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Аллилуиа].

Священник, готовясь к чтению Евангелия, творит следующую молитву:

Очисти сердце мое и уста мои. Всемогущий Боже, очистивший углем пылающим уста Исайи пророка; так и меня сподоби очистить по Твоей благой милости, да достойно возвещу святое Евангелие Твое. Ради Христа Господа нашего. Аминь. Господь да будет в сердце моем и в устах моих, да достойно и надлежаще возвещу евангелие Его. Аминь.

Евангелие (все встают).

Свящ. Господь с вами!

Отв. И со духом твоим.

Свящ. Последование святого евангелия [от Иоанна]

Отв. Слава Тебе, Господи!

 Во время этих слов все осеняют себя малым крестным знамением на челе, устах и груди в доказательство готовности верить, исповедать и соблюдать Закон Господень.

[Во время оно сказал Иисус собравшимся Иудеям: Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет во век].

Отв. Слава Тебе, Христе!

Священник целует книгу Св. Евангелия, произнося:

Евангельскими изречениями да изгладятся наши согрешения.

Если положено по уставу, здесь читается и поется Символ веры (Credo in unum Deum).

Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всех вещей видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, и родившегося от Отца пред всеми веками. Бога от Бога, свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного не сотворенного, Единосущного с Отцом: Которым все сотворено. Который ради нас людей и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и стал человеком (5). Распят был за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен. И воскрес и третий день согласно Писаниям. И восшел на небеса и сидит одесную Отца. И опять приидет со славою судить живых и мертвых, и Его царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и который вещал чрез пророков. И в единую святую, католическую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.

При этих словах преклоняются колени.

С этого момента начинается литургия верных, при которой не разрешается присутствовать не крещеным.

Свящ. Господь с вами!

Отв. И со духом твоим.

Стих предложения (Offertorium).

Свящ. Помолимся: [Священники Господни приносят Богу фимиам и хлебы и посему да будут святы пред Богом своим и не бесчестят имени Его].

Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря:

Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших; да послужит она мне и им во спасение и жизнь вечную. Аминь.

Положив хлеб на престол (на антиминс), священник вливает в чашу вино и воду, произнося при благословении воды слова:

Боже, дивно создавший достоинство человеческого естества и еще чудеснее его преобразовавший, даруй нам через тайну сей воды и вина стать соучастниками Божества Того, Кто благоволил соделаться причастным нашему человечеству. Иисус Христос, Сын Твой, Господь наш, который с Тобою живет и царствует в единении со Св. Духом Бог во веки веков. Аминь.

Вознося затем чашу и осеняя ею крестообразно престол, священник тихо читает далее:

Приносим Тебе, Господи, чашу спасения, умоляя Твою благость, да взойдет она, как приятное благоухание, пред лице Божественного Величества Твоего за наше и всего мира спасение. Аминь.

Поставив чашу на антиминсе, священник тайно молится:

В духе смирения и в духе сокрушения да будем мы приняты Тобою, Господи, и да будет жертва наша перед лицом Твоим ныне такова, чтобы стать благоприятной Тебе, Господи Боже.

Благословляя затем дары, священник тайно молится:

Прииди, Освятитель, Всемогущий Вечный Боже, и благослови сие жертвоприношение, уготованное Твоему святому Имени.

Затем священник умывает руки, в ознаменование той чистоты души, с какой следует участвовать в божественных тайнах. При этом читает псалом:

Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи.

Чтобы гласом возвещать хвалы и поведать все чудеса Твои.

Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место жилища славы Твоей.

Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с мужами кровожадными, у которых в руках злодейство, десница их полна мздоимства.

А я хожу в моей непорочности, избавь меня Господи и помилуй меня.

Моя нога стоит на прямом пути: в собраниях благословлю Господа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; как было изначала и ныне, и всегда и во веки веков. Аминь.

Вернувшись к середине престола, священник читает тайно:

Приими, Святая Троица, сие приношение, которое мы тебе приносим в воспоминание страдания, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа, и в честь благословенной Приснодевы Марии, блаженного Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра и Павла и сих (6) и всех святых, да послужит оно им в честь, нам же во спасение, и да соблаговолят ходатайствовать за нас на небе те, память которых мы совершаем на земле. Ради того же Христа Господа нашего, Аминь.

Т.-е. тех святых, мощи которых находятся на престоле.

Обращаясь к народу, священник произносит:

Молитесь, братия, чтобы мое и ваше жертвоприношение было благоприятно перед Богом Отцом Всемогущим.

Прислуживающий от имени народа отвечает:

Да приимет Господь жертву из рук Твоих в хвалу и славу имени Своего, равно на пользу нашу и всей Церкви Своей святой.

Свящ. Аминь.

Следует одна или более т. н. тайных молитв , меняющихся с каждым праздником. Последние слова произносятся громко или на распев, сливаясь с началом т. н. префации, т.-е. вступительного пения, предшествующего самой главной части литургии.

[Просим Тебя, Господи, даруй благосклонно Церкви Твоей единство и мир, кои таинственно выражаются принесенными дарами]. Ради Господа нашего Иисуса Христа Сына Твоего, который живет и царствует с Тобою в единении Святого Духа, Бог (на распев или громко) во веки веков.

Отв. Аминь.

Свящ. Господь с вами.

Отв. И со духом твоим.

Свящ. Горé сердца!

Отв. Имеем ко Господу.

Свящ. Возблагодарим Господа Бога нашего.

Отв. Достойно и справедливо.

Свящ. Во истину достойно и праведно, основательно и спасительно, чтобы мы Тебя всегда и везде благодарили, Святый Господи, Отче Всемогущий, вечный Боже! [Ибо чрез тайну воплощения Слова нашим душевным очам открылся новый свет сияния Твоего, дабы мы узнав, видимым образом, Бога, чрез Него возгорели любовью к невидимому. И посему мы с Ангелами и Архангелами, с Престолами с Царстиями, и со всем сонмом небесного воинства, песнь сланы Твоей поем, непрестанно взывая]:

Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей. Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне. Осанна в вышних!

Песнь: Свят, свят, свят (Sanctus) поется хором; между тем священник читает тайно т. н. канон литургии, во время которого пресуществляются предложенные дары.

Канон литургии.

Итак, Милостивейший Отче, ради Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, смиренно молим и просим Тебя, приими и благослови сии дары, сии приношения, сию святую, непорочную жертву, которую приносим Тебе во первых за Церковь Твою святую вселенскую, которую благоволи умирить, оградить, соединить и управлять по всей земле, вместе с служителем Твоим Папою нашим N и Владыкою нашим N и всеми православными (7) проповедниками кафолической и апостольской веры.

Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих N. N. и всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомо: за которых мы приносим Тебе или которые приносят Тебе сию жертву хвалы за себя и всех своих, во искупление своих душ, в надежде спасения и благополучия своего, и воздают обеты свои Тебе, вечному, живому и истинному Богу.

Пребывая в общении и ублажая память во-первых Преславной Приснодевы Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных Апостолов и Мучеников Твоих Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона, Фаддея, Лина, Клита, Климента, Сикста, Корнилия, Киприана, Лаврентия, Хрисогона, Иоанна и Павла, Косьмы и Дамиана и всех Святых Твоих, заслугами и молитвами которых даруй нам во всем помощь и ограждение Твоим покровом. Ради того же Христа Господа нашего. Аминь.

Итак, сие приношение смирения нашего и всей Церкви Твоей, молим Тебя Господи, милостиво приими, и дни наши устрой в мире Твоем, и благоволи избавить нас от вечного осуждения и сопричислить к стаду избранных Твоих. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

Молим Тебя, Боже, сподоби это соделать приношение всецело благословенным, приемлемым, угодным, разумным и благоприятным; да станет оно нам Телом и Кровию возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа (8).

Который накануне дня своих страданий взял хлеб в святые и досточтимые Свои руки и воззрев к небу, к Тебе, Богу Отцу своему Всемогущему, возблагодарив Тебя, благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: "приимите и ядите от сего все; ибо сие есть Тело Мое".

(Возносится Пречистая Плоть для поклонения).

Подобным образом после вечери, взяв и сию преславную чашу в святые и досточтимые руки Свои, также возблагодарив Тебя, благословил и подал ученикам Своим, говоря: "приимите и пейте от нее все, ибо она есть чаша Крови Моей, нового и вечного завета: (тайна веры), которая за вас и за многих прольется во оставление грехов. Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание".

(Возносится св. чаша для воздания поклонения Св. Крови).

 "Православными", т.-е. истинно православными, исповедующими р.-кат. веру.

Здесь все должны опуститься на колени, ибо следует момент пресуществления даров и поклонения Пречистой Плоти и Крови Господней.

После вознесения Св. Даров.

Посему и мы, Господи, рабы Твои и народ Твой святой, памятуя благословенное страдание и воскресение от преисподних и славное на небо вознесение того же Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приносим преславному Величеству Твоему от Твоих благ и даров жертву чистую, жертву святую, жертву непорочную, хлеб святый вечной жизни и чашу вечного спасения.

Благоволи воззреть на сие милостиво и благоприятно и приими, как сподобил принять дары отрока Твоего, праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мельхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву.

Смиренно молим Тебя, Всемогущий Боже, да будет принесено сие руками святого Ангела Твоего на горний жертвенник Твой, пред лице Божественного Величества Твоего, дабы мы все, от сего жертвенника причащаясь святейшего Тела и Крови Сына Твоего, исполнились всякого небесного благословения и благодати. Ради того же Христа Господа нашего. Аминь.

Поминовение усопших.

Помяни еще, Господи, рабов и рабынь Твоих NN, которые предварили нас со знамением веры и почивают сном мира. Молим, Господи, даруй им и всем во Христе почивающим место прохлады, света и покоя. Ради того-же Христа Господа нашего. Аминь.

Затем священник молится опять за себя и за живых.

И нам грешным рабам Твоим, уповающим на обилие милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и Мучениками, с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, Игнатием, Александром, Марцелином, Петром, Фелицитатою, Перпетуею, Агафиею, Луциею, Агнессою, Цецилиею, Анастасиею и всеми святыми Твоими, в сообщество которых приими нас, молим Тя, не как воздаятель заслуг наших, но как податель отпущения. Ради Христа Господа нашего.

Через которого, Господи, всегда творишь все сии блага, освящаешь, животворишь, благословляешь и подаешь нам.

Через Него, с Ним и в Нем, Тебе Богу Отцу Всемогущему, в единении со Святым Духом, всякая честь и слава (на распев и громко) во все веки веков.

Отв. Аминь.

Свящ. Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, дерзаем молиться Тебе:

Отче наш, иже еси на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле как на небе; хлеб наш насущный дай нам днесь; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение.

Отв. Но избави нас от лукавого.

Свящ. Аминь.

Далее священник молится тайно говоря:

Избавь нас, молим Тебя, Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих и предстательством благословенной и славной Приснодевы Богородицы Марии с блаженными Апостолами Твоими Петром, и Павлом, и Андреем и со всеми святыми, милостиво даруй мир во дни наши, дабы мы, подкрепляемые помощью Твоего милосердия оставались всегда свободными от греха и избавились от всякого смятения.

Кончает эту молитву, преломляя Св. Хлеб.

Ради того же Господа нашего Иисуса Христа Сына Твоего, который с Тобой живет и царствует в единении со Св. Духом (громко и на распев) во веки веков.

Отв. Аминь.

Свящ. Мир Господень да будет всегда с вами.

Отв. И со духом твоим.

Влагая частицу Св. Тела в чашу, священник произносит тайно:

Сие соединение и освящение Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа да будет нам принимающим в жизнь вечную. Аминь.

Воздав коленопреклонение Св. Дарам, священник, ударяя себя десницею в грудь, произносит (за торжественным богослужением эти слова также поет хор):

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас.

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас.

Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, даруй нам мир.

Приготовляясь затем к св. причащению, священник молится тайно:

Господи Иисусе Христе, сказавший Апостолам Твоим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не взирай на грехи мои, но на веру Церкви Твоей; и по воле Твоей - благоволи умиротворить и соединить ее. Живущий и Царствующий Боже, во веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, по воле Отца при содействии Святого Духа оживотворивший мир смертию Твоею, избавь меня через сие святейшее Тело и Кровь Твою от всех неправд моих и всех зол, и со делай меня всегда преданным заповедям Твоим и не дозволь мне отпасть от Тебя. С тем же Богом Отцом и Духом Святым Живущий и Царствующий Бог, во веки веков. Аминь.

Причащение Тела Твоего, Господи Иисусе Христе, которое я недостойный дерзаю принять, да не будет мне в суд и во осуждение, но благостью Твоей да послужит во ограждение и исцеление души и тела: Живущий и Царствующий с Богом Отцом в единении со Св. Духом, Бог, во веки веков. Аминь.

Хлеб небесный прииму и имя Господне призову.

Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и исцелится душа моя.

После этой молитвы прежде все присутствующие обменивались друг с другом братским поцелуем в доказательство взаимной любви и прощения всех обид. В настоящее время целование духовенства соблюдается только при торжественных обеднях в сослужении диакона и иподиакона.

Во время причащения священник произносит:

Тело Господа нашего Иисуса Христа да сохранит душу мою для жизни вечной. Аминь.

Что воздам Господу за все благодеяния Его мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Восхваляя призову Господа и спасусь от врагов моих.

Кровь Господа нашего Иисуса Христа да сохранит душу мою для жизни вечной. Аминь.

После причащения священника причащаются верующие (см. ниже чин причащения). Затем священник совершает осушение чаши, читая молитвы:

Что мы приняли устами, Господи, то да восприимем чистою душею и от временного дара да будет нам уврачевание вечное. Тело Твое, Господи, которое я принял, и Кровь, которую и испил, да прилепятся к внутренностям моим и даруй, чтобы нечистота греховная не оставалась во мне, обновленном чистыми и Святыми Тайнами. Живущий и Царствующий во веки веков. Аминь.

Запричастный стих.

[Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней].

Послепричастная молитва.

Свящ. Господь с вами!

Отв. И со духом твоим.

Свящ. Помолимся. [Просим Тебя, Господи, исполни нас вечного наслаждения Твоим Божеством, которое таинственно обозначается временным приобщением к драгоценному Телу и Крови Твоей; Живущий и Царствующий с Богом Отцом в единении со Св. Духом, Боже, во веки веков].

Отв. Аминь.

Свящ. Господь с вами!

Отв. И со духом твоим.

Свящ. Идите, служба кончена (или: Благословим Господа!).

Отв. Благодарение Богу.

 

Hosted by uCoz