КАК ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ХРАМЕ БОЖИЕМ
как
держать себя в католическом храме:
Храм - дом молитвы и обитель Всевышнего. Там присутствует лично Спаситель наш
Иисус Христос в таинстве Евхаристии, скрытый для взоров наших под видом
хлеба. Посему следует являться туда и держать себя чинно, благоговейно и в
молитвенном настроении.
Входя в храм, мы, по древнему обычаю, творим крестное знамение св. водою,
находящеюся у входа. Войдя в церковь, мы обязаны отдать поклон Господу Иисусу
Христу в таинстве Евхаристии, преклонив колени. Св. Дары обыкновенно хранятся
в дарохранильнице на главном престоле, пред которым поэтому теплится
неугасимая лампада. Если Св. Дары выставлены на престоле для особенного
поклонения, либо в монстранции, либо в чаше, то поклон воздается преклонением
обоих колен. Пред другими престолами и иконами нет надобности совершать такой
поклон.
Отдав поклон Господу Иисусу Христу, можешь
занять место в церкви и став на колени, или стоя, или же сидя на скамейке,
читать свои частные молитвы в ожидании службы. Во время богослужения
необходимо сообразоваться со священником и прочим народом, вставая или
преклоняя колени, когда это положено по чину литургии. Уходить из церкви не
следует до окончания богослужения. При выходе нужно опять преклонить колени
перед св. Евхаристией и перекреститься св. водою.
В католическом храме нормы поведения те же, что
и в православном, однако есть и некоторые особенности.
Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым
существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса.
Вместо него существует невысокая алтарная преграда. Она отделяет собой
священное место - пресбитериум, аналог алтаря в православном храме, место,
где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в
Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой
лампаде, горящей перед дарохранительницей (обычно используется латинское
название дарохранительницы - табернакулум).
ЭТО ВАЖНО: заходить самовольно
мирянину за алтарную преграду в пресбитериум запрещено!
В отношении одежды требования к посетителям
католического храма более либеральны: для женщины не возбраняется брючный
костюм, платья с коротким рукавом, украшения. Появление в храме в шортах или
чересчур открытой или облегающей одежде не приветствуется, а в некоторых
храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане — запрещено.
ЭТО ВАЖНО: мужчины при входе в храм
обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки на голову не
требуются.
Верующие, входя в храм или выходя наружу,
припадают на одно колено (правое) и осеняют себя крестным знамением,
приветствуя Живого Христа в табернакулуме, затем подходят к установленному
слева или справа от входа сосуду с освящённой водой (обычно это угловые
мраморные раковины) и опускают в него кончики пальцев. Это служит как бы
подтверждением принятого ими крещения. Поэтому, войдя в храм, не следует
задерживаться у дверей или останавливаться у сосуда с водой, дабы не помешать
входящим.
Во многих местах (например, в кафедральном соборе в Москве) кропильницы -
сосуды со святой водой - находятся не внутри главного храмового помещения, а
снаружи, в нартексе или притворе.
ЭТО ВАЖНО: Табернакулум с находящимся
внутри Телом и Кровью Христа – святая святых католического храма. Всякий раз,
проходя мимо дарохранительницы, совершается коленопреклонение или хотя бы
легкий поклон головой. Неэтично стоять спиной к табернакулуму. Даже слушают
органные концерты в храмах сидя лицом к алтарю (орган обычно над входом).
Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо,
потом правое. Особых моментов вне Литургии (Мессы), когда требуется совершать
крестное знамение, нет.
НЕ ВОСПРЕЩАЕТСЯ ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТОМ
ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ.
ЭТО ВАЖНО: нельзя ходить по храму во
время Мессы, для осмотра достопримечательностей интерьера дождитесь окончания
службы. Имейте также в виду, что часто в храме происходит торжественное
выставление Святых Даров в дароносице (монстранции) на алтарном столе (т.н.
«Адорация») для непосредственного поклонения верующих. В это время все
прихожане, стоя на коленях, читают молитвы вслух или молчат (созерцательная
молитва), поэтому лучше воздержаться в этот момент от прогулок по храму.
В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу их — низенькие скамеечки (на
них преклоняют колени во время богослужения). В католическом храме
разрешается сидеть, и верующие занимают свои привычные места в середине
храма. Однако в определённые момента Мессы они встают или становятся на
колени (во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, причащения, при
благословении паствы священнослужителем, при Адорации и в некоторых других
случаях). Поэтому человеку, пришедшему в храм не для молитвы, лучше не
занимать место на скамейке рядом с верующим, а остановиться позади них или
сесть на одну из последних, если она не занята.
ЭТО ВАЖНО: во время Мессы, перед
началом причащения верующие обращаются друг к другу со словами: «Мир тебе!»,
сопровождая их рукопожатиями или легкими поклонами. Надо быть готовым
соответствующим образом ответить на это обращение.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: участвовать в
причащении может только католик, который не имеет смертных грехов (т.е.
который предварительно исповедовался и получил их отпущение).
Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях
(конфессионалах) — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если
в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах
слышимости, — происходит таинство исповеди и отпущения грехов. Равно как и
приближаться к священнику во время его личной беседы с кем-то - разговор
может быть сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или
молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.
Насчёт фотографирования в храме – лучше спросить заранее, иногда это запрещено.
В любом случае неэтично снимать прихожан в моменты молитвы, причастия,
исповеди.
Учтите, что во время службы к вам могут подойти служки (министранты) с
корзинкой для сбора пожертвований.
Поскольку торговать освященными предметами запрещено, купленные в церковной
лавке крестики, иконки, статуэтки или четки нужно освятить, обратившись к
священнику.
Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом
храме.
ОБРАЩЕНИЯ К ЛИЦАМ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ:
Принятая форма обращения к священнослужителям католической церкви в основном
та же, что и в православной: к священнику - «Отец!», к епископу - «Ваше
преосвященство!», к кардиналу и архиепископу - «Ваше высокопреосвященство!».
Или (в обоих случаях) "Владыка!" "Преосвященство" и
"Высокопреосвященство" - обращения для официального контекста,
например, для торжественной речи или письма.
К монаху - «Брат!», к монахине - «Сестра!». К лицам, принадлежащим к высшей
церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к
титулу.
Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому,
готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако
наличие красного пояса, пиуски (красной или малиновой епископской шапочки)
или сутаны такого же цвета, как правило, свидетельствует о принадлежности к
высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные
костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником (т.н.
«колоратка»).
В общении со священством нужно различать два уровня — тот, когда во время
встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную
беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.
Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной
жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность — как правило, священник
первым подает руку, в том числе и женщинам.
Если Вы не чтец, министрант или не выгоняете кошку, забредшую в алтарь, то в
принципе Вам в алтаре делать нечего. Тем более во время службы. Естественно,
что вне Месс там и пол моют, и пыль вытирают кому положено. Но просто так
зайти в алтарь даже в пустом храме , где храниться Тело Христово -
согласитесь , для верующего - на грани святотатства.
Половой дискриминации в катол. храме нет. Женщины заходят в пресбитериум и
читать, и спеть псальм, и вручить букет священнику. Запрета на
"критические " дни тоже нет, в т.ч. и для Причастия.
Тут всё зависит, насколько каждый признает присутствие
Бога в католическом храме. Насколько каждый лично ощущает, что католический
храм - это христианский храм, жилище Бога. Насколько сам ощущает потребность
опускаться на колени перед Богом. Насколько уважает религиозные чувства
окружающих. Насколько хочет обратить на себя внимание. Насколько признает,
что в Гостии - то же Тело Господне.
Никто конечно , силой на колени Вас не
поставит. Но стоять или сидеть впереди и посреди храма , когда все на коленях
- довольно вызывающе, согласитесь. Хотя , бывает, некоторые даже бравируют
этим (но на них мы с Вами не будем ссылаться - простое хамство).
Чаще всего верующие православные просто все время Мессы (и во время
Пресуществления Даров и Причастия) скромно стоят сзади, позади скамеек
согласно своим канонам. Так нормально. Особо верующие при входе-выходе или на
иконы, на Распятие, на Тело и Кровь в табернакулуме - по своему крестятся,
колени не преклоняют, а просто кланяются.
католики становятся на колени.
как держать себя в православном храме:
Храм — это не только дом молитвы. Это место особого присутствия Христа,
Который пребывает в Святых Дарах на престоле в алтаре. Поэтому входить в
церковь, выходить из нее и стоять в ней следует с благоговением. Входя, мы
осеняем себя крестным знамением. Мужчины входят в храм с непокрытой головой,
женщины — с покрытой. Для женщин это правило не носит характера строгой
обязательности и не везде соблюдается, однако его следует придерживаться,
чтобы не смущать тех, кто привык его соблюдать. (Несоблюдение этого правила
зачастую приводит к ненужным разговорам и спорам, нарушающим как наше
благоговейное настроение, так и стройность самого богослужения).
Войдя в храм, мы подходим к иконе, стоящей на столике — аналое — посреди
храма, вновь осеняем себя крестным знамением и прикладываемся к иконе. Это
так называемая праздничная икона. Она изображает событие из Священной Истории
или святого, память которого в этот день совершается. Мы можем, по нашему
желанию, ставить свечи к иконе праздника или к любой другой иконе,
находящейся в храме. Свечи покупаются за прилавком у самого входа, называемом
«свечным ящиком». Это наша «лепта», малая жертва Церкви. Проходя по церкви,
мимо церкви, мимо Царских врат, мы останавливаемся и осеняем себя крестным
знамением. Во время службы в православных храмах принято стоять. Но больным и
старым делается исключение, и для этой цели в храмах сзади ставятся скамейки.
Стоять в храме следует лицом к алтарю. Исключения бывают во время молебна или
отпевания, когда по обстоятельствам нам приходится стоять к алтарю боком.
При словах священника «Мир всем», а также при принятии благословения мы
складываем руки ладонями вверх, правую поверх левой, и склоняем голову.
Также следует склонять голову, когда священник или диакон кадит в нашу
сторону или когда в храме читается Евангелие. Обычай целовать руку священника
после принятия благословения напоминает нам, что эта рука держала Св. Чашу
при Евхаристии.
Самая важная служба из всех, совершающихся в храме, — литургия (в просторечии
— обедня), а самый важный момент в ней — таинство Евхаристии, во время
которого совершается пресуществление Святых Даров. Существует благочестивый
обычай приходить к литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся.
Если человек опаздывает к обедне или уходит до ее окончания, он проявляет
неуважение к таинству.
Разумеется, не грешно простоять не всю обедню в случаях крайней нужды,
например когда надо быть при больных, маленьких детях или на работе. В таких
случаях можно уйти до конца службы, только не во время чтения Евангелия, Св.
Евхаристии, пения «Отче наш» и причащения. Если приходится уйти, надо сделать
это раньше указанных моментов или переждать их.
Евхаристия (по-русски «благодарение»)
начинается торжественным возгласом «Станем добре, станем со страхом...» и
заканчивается причащением. На это время должны прекращаться всякие, даже
нужные, разговоры и хождения по храму.
Евхаристия совершается при закрытых Царских вратах: врата открываются только
в Святую (Пасхальную) неделю, во время служения епископа и протоиерея,
который получил на это право.
Есть обычай класть земные поклоны во время обедни:
1. Когда начинается пение «Тебе поем...»;
2. Когда священник или диакон выносит перед
концом обедни Св. Чашу для причащения верующих;
3. Когда Св. Чаша после причащения переносится священником на жертвенник с
возгласом: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!» По желанию
молящийся может класть земные поклоны помимо указанных. Во время Великого
Поста еще кладутся земные поклоны при молитве «Господи и Владыко живота
моего...»
В пасхальные дни (до праздника Св. Троицы), а также в рождественские (святки)
отменяется коленопреклонение. Не принято становиться на колени во время
воскресных служб, но в наши дни этот обычай отмирает. После литургии (обедни)
все подходят и прикладываются ко кресту, который держит в руках священник.
Выходя из храма, мы снова оборачиваемся лицом к алтарю и осеняем себя
крестным знамением. При желании по окончании службы (или до ее начала) можно
прикладываться к иконам. Во время службы этого делать не следует. Надо
стараться во время службы помнить, что в храме мы собраны во имя Божие. Эта
память поможет нам удержать в сердце чувство мира и дружелюбия друг к другу.
Следует также заботиться о том, чтобы не нарушать молитвенного настроения
друг друга в храме. Надо избегать, по возможности, толкать других, когда
проходим по храму, стараться в случае тесноты пропустить вперед детей, старых
и немощных. Если мы видим, что кто-то ведет себя в храме не так, как следует,
не надо делать замечаний во время службы, чтобы не создавать споров и шума,
нарушающих мир и благоговение. В случае надобности подобные замечания можно
сделать после службы. Не следует тем, кто не понимает слов службы и хочет
понять, задавать много вопросов стоящим рядом во время службы. Эти вопросы
также можно отложить до конца богослужения, чтобы не нарушать его стройности
и тишины.
В субботу и накануне праздников вечером бывает всенощная, которая состоит из
вечерни и утрени (церковный день начинается накануне вечером).
В субботу после чтения Евангелия поем «Воскресение Христово видевше...» и
прикладываемся к Евангелию, которое вынесено на середину храма, а затем
подходим под благословение священника. Во время торжественных всенощных и под
воскресение совершается помазание елеем. (Не следует смешивать его, как это
часто делают, с миропомазанием — таинством, которое совершается вслед за
крещением. Елей — растительное масло, освященное священником. Миро — особо
приготовленный состав из восточных благовоний, освящаемый епископом.)
|