КАК ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ХРАМЕ БОЖИЕМ

 

как держать себя в католическом храме:


Храм - дом молитвы и обитель Всевышнего. Там присутствует лично Спаситель наш Иисус Христос в таинстве Евхаристии, скрытый для взоров наших под видом хлеба. Посему следует являться туда и держать себя чинно, благоговейно и в молитвенном настроении.

Входя в храм, мы, по древнему обычаю, творим крестное знамение св. водою, находящеюся у входа. Войдя в церковь, мы обязаны отдать поклон Господу Иисусу Христу в таинстве Евхаристии, преклонив колени. Св. Дары обыкновенно хранятся в дарохранильнице на главном престоле, пред которым поэтому теплится неугасимая лампада. Если Св. Дары выставлены на престоле для особенного поклонения, либо в монстранции, либо в чаше, то поклон воздается преклонением обоих колен. Пред другими престолами и иконами нет надобности совершать такой поклон.

 

Отдав поклон Господу Иисусу Христу, можешь занять место в церкви и став на колени, или стоя, или же сидя на скамейке, читать свои частные молитвы в ожидании службы. Во время богослужения необходимо сообразоваться со священником и прочим народом, вставая или преклоняя колени, когда это положено по чину литургии. Уходить из церкви не следует до окончания богослужения. При выходе нужно опять преклонить колени перед св. Евхаристией и перекреститься св. водою.

В католическом храме нормы поведения те же, что и в православном, однако есть и некоторые особенности.


Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. Она отделяет собой священное место - пресбитериум, аналог алтаря в православном храме, место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей (обычно используется латинское название дарохранительницы - табернакулум).

ЭТО ВАЖНО: заходить самовольно мирянину за алтарную преграду в пресбитериум запрещено!

В отношении одежды требования к посетителям католического храма более либеральны: для женщины не возбраняется брючный костюм, платья с коротким рукавом, украшения. Появление в храме в шортах или чересчур открытой или облегающей одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане — запрещено.

ЭТО ВАЖНО: мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки на голову не требуются.

Верующие, входя в храм или выходя наружу, припадают на одно колено (правое) и осеняют себя крестным знамением, приветствуя Живого Христа в табернакулуме, затем подходят к установленному слева или справа от входа сосуду с освящённой водой (обычно это угловые мраморные раковины) и опускают в него кончики пальцев. Это служит как бы подтверждением принятого ими крещения. Поэтому, войдя в храм, не следует задерживаться у дверей или останавливаться у сосуда с водой, дабы не помешать входящим.
Во многих местах (например, в кафедральном соборе в Москве) кропильницы - сосуды со святой водой - находятся не внутри главного храмового помещения, а снаружи, в нартексе или притворе.


ЭТО ВАЖНО: Табернакулум с находящимся внутри Телом и Кровью Христа – святая святых католического храма. Всякий раз, проходя мимо дарохранительницы, совершается коленопреклонение или хотя бы легкий поклон головой. Неэтично стоять спиной к табернакулуму. Даже слушают органные концерты в храмах сидя лицом к алтарю (орган обычно над входом).


Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне Литургии (Мессы), когда требуется совершать крестное знамение, нет.


НЕ ВОСПРЕЩАЕТСЯ ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТОМ

   ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ.


ЭТО ВАЖНО: нельзя ходить по храму во время Мессы, для осмотра достопримечательностей интерьера дождитесь окончания службы. Имейте также в виду, что часто в храме происходит торжественное выставление Святых Даров в дароносице (монстранции) на алтарном столе (т.н. «Адорация») для непосредственного поклонения верующих. В это время все прихожане, стоя на коленях, читают молитвы вслух или молчат (созерцательная молитва), поэтому лучше воздержаться в этот момент от прогулок по храму.


В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу их — низенькие скамеечки (на них преклоняют колени во время богослужения). В католическом храме разрешается сидеть, и верующие занимают свои привычные места в середине храма. Однако в определённые момента Мессы они встают или становятся на колени (во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, причащения, при благословении паствы священнослужителем, при Адорации и в некоторых других случаях). Поэтому человеку, пришедшему в храм не для молитвы, лучше не занимать место на скамейке рядом с верующим, а остановиться позади них или сесть на одну из последних, если она не занята.

ЭТО ВАЖНО: во время Мессы, перед началом причащения верующие обращаются друг к другу со словами: «Мир тебе!», сопровождая их рукопожатиями или легкими поклонами. Надо быть готовым соответствующим образом ответить на это обращение.

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: участвовать в причащении может только католик, который не имеет смертных грехов (т.е. который предварительно исповедовался и получил их отпущение).

Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях (конфессионалах) — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, — происходит таинство исповеди и отпущения грехов. Равно как и приближаться к священнику во время его личной беседы с кем-то - разговор может быть сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.


Насчёт фотографирования в храме – лучше спросить заранее, иногда это запрещено. В любом случае неэтично снимать прихожан в моменты молитвы, причастия, исповеди.

Учтите, что во время службы к вам могут подойти служки (министранты) с корзинкой для сбора пожертвований.


Поскольку торговать освященными предметами запрещено, купленные в церковной лавке крестики, иконки, статуэтки или четки нужно освятить, обратившись к священнику.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

ОБРАЩЕНИЯ К ЛИЦАМ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ:


 Принятая форма обращения к священнослужителям католической церкви в основном та же, что и в православной: к священнику - «Отец!», к епископу - «Ваше преосвященство!», к кардиналу и архиепископу - «Ваше высокопреосвященство!». Или (в обоих случаях) "Владыка!" "Преосвященство" и "Высокопреосвященство" - обращения для официального контекста, например, для торжественной речи или письма.
К монаху - «Брат!», к монахине - «Сестра!». К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу.

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной или малиновой епископской шапочки) или сутаны такого же цвета, как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником (т.н. «колоратка»).


В общении со священством нужно различать два уровня — тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.


Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность — как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.


Если Вы не чтец, министрант или не выгоняете кошку, забредшую в алтарь, то в принципе Вам в алтаре делать нечего. Тем более во время службы. Естественно, что вне Месс там и пол моют, и пыль вытирают кому положено. Но просто так зайти в алтарь даже в пустом храме , где храниться Тело Христово - согласитесь , для верующего - на грани святотатства.

Половой дискриминации в катол. храме нет. Женщины заходят в пресбитериум и читать, и спеть псальм, и вручить букет священнику. Запрета на "критические " дни тоже нет, в т.ч. и для Причастия.

Тут всё зависит, насколько каждый признает присутствие Бога в католическом храме. Насколько каждый лично ощущает, что католический храм - это христианский храм, жилище Бога. Насколько сам ощущает потребность опускаться на колени перед Богом. Насколько уважает религиозные чувства окружающих. Насколько хочет обратить на себя внимание. Насколько признает, что в Гостии - то же Тело Господне.

Никто конечно , силой на колени Вас не поставит. Но стоять или сидеть впереди и посреди храма , когда все на коленях - довольно вызывающе, согласитесь. Хотя , бывает, некоторые даже бравируют этим (но на них мы с Вами не будем ссылаться - простое хамство).

Чаще всего верующие православные просто все время Мессы (и во время Пресуществления Даров и Причастия) скромно стоят сзади, позади скамеек согласно своим канонам. Так нормально. Особо верующие при входе-выходе или на иконы, на Распятие, на Тело и Кровь в табернакулуме - по своему крестятся, колени не преклоняют, а просто кланяются.


католики становятся на колени.

как держать себя в православном храме:


Храм — это не только дом молитвы. Это место особого присутствия Христа, Который пребывает в Святых Дарах на престоле в алтаре. Поэтому входить в церковь, выходить из нее и стоять в ней следует с благоговением. Входя, мы осеняем себя крестным знамением. Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины — с покрытой. Для женщин это правило не носит характера строгой обязательности и не везде соблюдается, однако его следует придерживаться, чтобы не смущать тех, кто привык его соблюдать. (Несоблюдение этого правила зачастую приводит к ненужным разговорам и спорам, нарушающим как наше благоговейное настроение, так и стройность самого богослужения).

Войдя в храм, мы подходим к иконе, стоящей на столике — аналое — посреди храма, вновь осеняем себя крестным знамением и прикладываемся к иконе. Это так называемая праздничная икона. Она изображает событие из Священной Истории или святого, память которого в этот день совершается. Мы можем, по нашему желанию, ставить свечи к иконе праздника или к любой другой иконе, находящейся в храме. Свечи покупаются за прилавком у самого входа, называемом «свечным ящиком». Это наша «лепта», малая жертва Церкви. Проходя по церкви, мимо церкви, мимо Царских врат, мы останавливаемся и осеняем себя крестным знамением. Во время службы в православных храмах принято стоять. Но больным и старым делается исключение, и для этой цели в храмах сзади ставятся скамейки.


Стоять в храме следует лицом к алтарю. Исключения бывают во время молебна или отпевания, когда по обстоятельствам нам приходится стоять к алтарю боком.

При словах священника «Мир всем», а также при принятии благословения мы складываем руки ладонями вверх, правую поверх левой, и склоняем голову.

Также следует склонять голову, когда священник или диакон кадит в нашу сторону или когда в храме читается Евангелие. Обычай целовать руку священника после принятия благословения напоминает нам, что эта рука держала Св. Чашу при Евхаристии.

Самая важная служба из всех, совершающихся в храме, — литургия (в просторечии — обедня), а самый важный момент в ней — таинство Евхаристии, во время которого совершается пресуществление Святых Даров. Существует благочестивый обычай приходить к литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся. Если человек опаздывает к обедне или уходит до ее окончания, он проявляет неуважение к таинству.

Разумеется, не грешно простоять не всю обедню в случаях крайней нужды, например когда надо быть при больных, маленьких детях или на работе. В таких случаях можно уйти до конца службы, только не во время чтения Евангелия, Св. Евхаристии, пения «Отче наш» и причащения. Если приходится уйти, надо сделать это раньше указанных моментов или переждать их.

Евхаристия (по-русски «благодарение») начинается торжественным возгласом «Станем добре, станем со страхом...» и заканчивается причащением. На это время должны прекращаться всякие, даже нужные, разговоры и хождения по храму.

Евхаристия совершается при закрытых Царских вратах: врата открываются только в Святую (Пасхальную) неделю, во время служения епископа и протоиерея, который получил на это право.


Есть обычай класть земные поклоны во время обедни:

1. Когда начинается пение «Тебе поем...»;

2. Когда священник или диакон выносит перед концом обедни Св. Чашу для причащения верующих;
3. Когда Св. Чаша после причащения переносится священником на жертвенник с возгласом: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!» По желанию молящийся может класть земные поклоны помимо указанных. Во время Великого Поста еще кладутся земные поклоны при молитве «Господи и Владыко живота моего...»

В пасхальные дни (до праздника Св. Троицы), а также в рождественские (святки) отменяется коленопреклонение. Не принято становиться на колени во время воскресных служб, но в наши дни этот обычай отмирает. После литургии (обедни) все подходят и прикладываются ко кресту, который держит в руках священник.

Выходя из храма, мы снова оборачиваемся лицом к алтарю и осеняем себя крестным знамением. При желании по окончании службы (или до ее начала) можно прикладываться к иконам. Во время службы этого делать не следует. Надо стараться во время службы помнить, что в храме мы собраны во имя Божие. Эта память поможет нам удержать в сердце чувство мира и дружелюбия друг к другу. Следует также заботиться о том, чтобы не нарушать молитвенного настроения друг друга в храме. Надо избегать, по возможности, толкать других, когда проходим по храму, стараться в случае тесноты пропустить вперед детей, старых и немощных. Если мы видим, что кто-то ведет себя в храме не так, как следует, не надо делать замечаний во время службы, чтобы не создавать споров и шума, нарушающих мир и благоговение. В случае надобности подобные замечания можно сделать после службы. Не следует тем, кто не понимает слов службы и хочет понять, задавать много вопросов стоящим рядом во время службы. Эти вопросы также можно отложить до конца богослужения, чтобы не нарушать его стройности и тишины.

В субботу и накануне праздников вечером бывает всенощная, которая состоит из вечерни и утрени (церковный день начинается накануне вечером).

В субботу после чтения Евангелия поем «Воскресение Христово видевше...» и прикладываемся к Евангелию, которое вынесено на середину храма, а затем подходим под благословение священника. Во время торжественных всенощных и под воскресение совершается помазание елеем. (Не следует смешивать его, как это часто делают, с миропомазанием — таинством, которое совершается вслед за крещением. Елей — растительное масло, освященное священником. Миро — особо приготовленный состав из восточных благовоний, освящаемый епископом.)

 

Hosted by uCoz